Юрий Ларичев.
Гомосапиенс.
Хочу сразу сказать, что никаких сверхчеловеков новой «расы Странников», достигших более высокого уровня развития, не существует. Как раз наоборот, новые – это хомо сапиенсы (homo sapiens – «человек разумный»).
Среди нас бегают только что народившиеся людены – играющие детишки. К не менее самозабвенной игре склонны и детишки животных.
Живое рождается, чтобы играть.
Познавать через игру – это от Бога, главного игрока.
Они невинны и чисты, как белый экран, который невозможно испачкать иллюзорным изображением. Они только что прибыли к нам из рая – раса Странников. Но с первого дня мы их импринтируем: внушаем, воспитываем, бьём по рукам, учим и превращаем в рациональных гомосапиенсов, то есть – приземляем.
В духовном смысле это похоже на деградацию, на изгнание Адама и Евы из рая.
Некоторые дети замыкаются от нас в аутизм или прячутся за «умственную неполноценность». Большинству же мы навязываем свою иллюзию, обложенную красными флажками «низзя».
Дети копируют взрослых, и подобное воспроизводит подобное. Протестные подростки (я – не как все!) напускают на себя экзальтированную показуху. Но детскими болезнями надо переболеть в детстве. Взрослая же выпендрёжность свидетельствует о непреодолённом чувстве собственной значимости – путь в «чужие».
Что в итоге имеем? Имеем присутствие человеков (точнее – людей) и отсутствие сверхчеловеков.
Как правило (исключение – дельфины), взрослые особи играют по-взрослому, кроваво и жёстко. Они скучны, ленивы, нудны, тоскливы и подвержены «кризису среднего возраста». Они исповедуют «ценности» приземлённого мировоззрения и навязанные правила игры; играют роли, которые им противны. Похожи и однообразно предсказуемы, все говорят одно и то же. Однотипно боятся глупо выглядеть и играют умное выражение лица. Некоторые стесняются спросить, чтобы не показаться профаном. Все хотят выглядеть, а не быть.
Но разве «выглядеть», «прослыть», «показаться» – это не признаки актёрства?
Ревниво охраняя мнимую индивидуальность и оставаясь друг другу «чужими» , люди играют в игру «каждый за себя и против всех». Последнее время этого правила никто не стесняется. Цивилизация потребителей сама себя уничтожает.
Старец
Но есть те, кто хочет не выглядеть, а быть. Они одиноко бредут (или бредят :) ) по пути познания и духовного совершенства. Быть самим собой, познать себя – не означает отделиться от Целого. Те, кто не запутался в лабиринте разбросанных заблуждений, проходят тернистый путь, на котором много легкомысленного народа отсеивается. Остаются немногие. Потом – единицы.
Зачем всё это? А затем, чтобы после философской зауми, экзотических «практик» и «методик» понять и нутром прочувствовать детскую истину: жизнь – игра.
Внезапно, поражённый молнией озарения, ты возвращаешься в райское состояние младенца. Жизнь водит за нос тебя по кругу и возвращает в начало, предлагая укусить свой хвост, заглотить его и свернуться спиралью в точку, в ноль. Но это потом. А пока…
И вот, ты поумнел, ты обременён чудовищным грузом знаний. Ты сед и мудр. Ты стар – кимвал звенящий. В душе штиль. Равнодушен сердцем, да и тебя никто не хочет любить. Уже не умеешь резвиться и играть по-детски. Вернулся ли ты обратно в людены? Стал ли сверхчеловеком? Ты не узнаёшь собственный хвост. Твой ли он? И ты сожалеешь, что невозможно вернуться туда, чего уже нет.
Из неоФита ты превратился в Фиту ( – Ф и Т).
Ты растерял себя в суете. Растратил силы. Ты устал. Ты дошёл до цели опустошённым. Твой путь усеян потерями. Как пожелтевшими листьями. С тебяоблетели близкие, друзья, привязанности, знакомые, собеседники… Уходя ввысь, удаляешься в безмолвие. Ты остался один. И тебе никто не нужен. Тебя ничем не удивить. Естественным путём ты достиг йоговского аскетизма. И ты соизмеряешь печальную мудрость с платой за неё.
Таков путь, усыпанный драконьими зубами решённых задач и свершений. Таков итог – твои глаза, как у Ясона, повернулись внутрь.
Блаженный
Ты понял, что ничего нет. Ты – одинокая мысль в пустоте «Ничто», играющая сама с собой. Можешь назвать себя Богом, Атманом, кем угодно. Ты – сценарист, режиссёр и актёр. Ты – бессмертный повелитель игры. И ты глубинным вторым Я сидишь в каждой временной земной ролевой кукле, имеющей имя, тело, судьбу и сопутствующий хлам атрибутов и декораций.
Жизнь – игра, а мир – арена. Что из этого следует? Играй. «Не относитесь к жизни слишком серьёзно. Живым вам из неё всё равно не выбраться», – с весёлой грустью сказал английский драматург Оскар Уайлд. Живи проще, легче, веселей.
Ты стал мудрым. Но это уровень 9-го аркана – старца с посохом, освещающего путь фонарём. Ты можешь вести за собой неофитов. Ты уже знаешь, что трансформациячеловека в Бога происходит мгновенно с изменением точки зрения, когда ты рассуждаешь не с позиции смертной трепетной куклы, а с точки зрения повелителя игры. И даже понимаешь парадокс – не отдельные капли вливаются в океан, а океан вливается в каплю. Ты вобрал в себя весь мир и утверждаешь: «Ты – это я, все мы – одно». И даже знаешь предостережение: как только ты возомнишь, что всё – этотолько ты, мгновенно рухнешь в пропасть деградации. Осталось немного… :)
Стань же Шутом 21-го аркана – блаженным, юродивым, сойди слегка с ума. «Безумный мудрец» – восхитительный парадокс. Ничто не заставит тебя быть «рабом божьим» и стать раком перед царём. Ты свободен. У твоих ног безумная и мудрая природа.
Но в то мгновение, когда ты овладел миром, ты тут же потерял его, стал «не от мира сего». Ты в Тверди . Из куклы Фиты (Ф и Т) ты, вылупившись, переродился в бабочкуТ. Рождённый ползать, ты летаешь (в четверице руна обозначает орла). Те, которые внизу, играют либо своими телами, либо, манипулируя толпами себе подобных на шахматной доске. Тебе же ничего этого не нужно. Ты играешь мыслью.
Возможно ли достичь этого уровня богов? Да, но только через творчество. Играя, твори. Творя, играй. И вот тогда твоя безумная мудрость станет беспечальной.
Возможно ли счастье на Земле? Жизнь скупа и дразнит тебя лишь редкими мгновениями счастья. Манит. Продлить мгновение или уйти в вечное мгновение на уровне мудрости Фауста (Фиты , Фауст – ) невозможно. Только выпорхнув из клетки и уйдя в блаженный «надмирный» полёт.
Отрекаясь, обретаешь.
Перерождение
Познавать и творить невозможно без отречения от Эго. Потому что творит не кукла, а внутренняя сущность. Повелитель игры, актёр, а не персонаж. И ты не раз убеждался, что когда увлечён, забываешь себя, не чувствуешь времени, голода и своего тела.
Тупо потреблять может и гусеница. Ты подобен и тождественен (парадокс) Богу в той степени, в какой творишь. Твори.
И тебе никак не обойтись без самопожертвования 12-го аркана. Придётся вывернуть своё Я наизнанку, стать волхвом-оборотнем, повисеть Oдиным на мировом древе Иггдрасиль или агнцем на кресте посвящения.
И когда тебя озарит, и ты откроешь «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями», ты с ужасом поймёшь, что был пронзён («коптовым», «каменным») копьём, содержащим в себе все семь апокалиптических печатей заклятья. И тебе уже ничего не страшно. Всё позади. Ты выдержал, потому что не сомневался в избранном пути и был терпелив.
Царский крест и кровь Грааля пишется одинаково. Чаша с напитком богов. Сопричастие – это сокровенность с богами. И рядом, свидетельствующая, что ты прошёл через перерождение. Ты – дважды рождённый.
Много странников полегло на этом пути. И если тебе удалось обрести «философский камень», укажи дорогу другим. Тебе, отрёкшемуся от себя, нетрудно и дальше творить для других. Вбирая всё в себя и растворяясь во всех, ты становишься фрактальным безликим и многоликим Ничто – Шутом 21-го аркана.
Итог пути: ты отрёкся от мира, ты отрёкся от себя. Ты умер для мира, и тебя как бы нет. Ты призрачное зеркало или прозрачное стекло. «Ты источник всего, из тебя возникает и сотворяется вся картина перед глазами. Даже твоё сознание – оно тоже нереально, само наваждение. Ты – изображение в стекле, которое ловит само себя» (тибетская «Книга Мёртвых»).
Жив ли ты? Ощупай себя. Жив. Но странно жив. Живёшь во сне и спишь наяву. Сам в себе. Но мысль обрела силу. Не говори, что эта мысль твоя. Иначе тут же с небес приземлишься на задницу. И вообще, идентифицируй себя правильно. Кто ты?
Люди ищут пути к Богу. А он один и очень узкий. Этот туннель ты носишь в себе. «Это вертикальная тропа, доступная немногим» (тибетская «Книга Мёртвых»). Блажен тот, кто при жизни прошёл путь. Прошёл чистой мыслью, как званный и избранный, прошёл честно без наркотиков, «методик» и «практик».
Вот это и есть по-настоящему царская игра. Игра волхвов (ц)ариев.
Земное
Общение людей ты видишь вокруг себя, на экране телевизора или в Интернете. Вот, в парламенте или на очередном дискуссионном шоу собрались обременённые учёными степенями и званиями, властными регалиями и заботами почтенные умы. Режиссуру осуществляют записные шоумены.
И начинается спектакль «каждый за себя и против всех», в котором отдельности сбиваются в ситуативные коалиции. Персонажи перебивают друг друга, орут одновременно, дерутся и поливают друг друга водой или словесной грязью. Шоумены особо ценят такие спектакли. Каждый слышит только себя. Хор амбициозных «Ксюшей» . Плох театр, в котором актёры не играют, а пиарятся.
И, наконец, по законам жанра наступает апогей спектакля, когда тебя тянет туда за экран в драку и свару. Ты – зритель – обалдел и стал соучастником. Причиной резонанса явилась банальная истерика с экрана. Она заразна и привлекательна, как перчёное блюдо. Этим дешёвым приёмом владеют драматурги и актёры. Вот так в средневековой Европе целые города впадали в массовую истерию виттовой пляски (chorea St. Viti). Так «общаются» цивилизованные болельщики на стадионах и погромные толпы в городах. Истерия паники обращает армию в бегство. У животных то же самое. Опытный фюрер с трибуны может вызвать массовую истерию и перевернуть мир. Но и сам текст важен. Плохую пьесу хорошо не сыграешь. Даже с высоты пирамиды. А тексты делают тихие игроки – кукловоды.
Если ты, играя, завладел вниманием людей, помни, ты в ответе за тех, кого приручил. Невинных актёров не бывает, вождей и гуру – тоже.
Призрак
Ты встретил человека и на дежурный вопрос «как дела» разговорился. Он тебя заинтересованно расспрашивает, и ты с самозабвением всё говоришь и говоришь, пересыпая слова местоимением «я». Аж вспотел. Наконец, с облегчением выговорился, вылил все помои своей души. Он вежливо удалился, а ты опешил. С кем ты говорил? Кто это был? Ты говорил сам с собой, с зеркалом. А собеседника как бы и не было вовсе. Может, ты, как Мидас, в дупло выговаривался?
Потом ты встретил другого и начал с возмущением чего-то доказывать. А он всё поддакивает и соглашается, не перечит ни в чём и во всём тебе вторит. Задавая вопросы, он тут же соглашается с твоими ответами. Твои слова проходят сквозь него, как сквозь прозрачное стекло. Он с улыбкой ушёл, а ты почувствовал себя согласным с ним, не заметив, что его мысли стали твоими.
В обоих случаях ты не ощущал никакого противодействия, спорил сам с собой, переубедил сам себя и присвоил себе чужие мысли. Хотя совершенно не умеешь слушать.
Быть незримым зеркалом или прозрачным призраком умели те, кто прошелестели тенью, не оставляя следов и имён. Лао Цзы действовал недеянием и учил молчанием. Сократ задавал наводящие вопросы, подводя к правильному ответу.
Молчаливая игра без персонажа – это невидимая игра богов.
«Скрытая гармония сильнее явной» (Гераклит).
© Юрий Ларичев, 2012